Оборот назад не касаясь в стойку на руках («перешмыг»)

Движение может выполняться из различных по высоте исходных положений, начиная от стойки на руках и кончая упором.
Спад (рис. 127, 1-3). В начале спада плечи расположены над грифом (1), затем, по мере постепенной фиксации плечевого пояса, они отходят назад (2-3). В норме спад делается с прямым телом. Наиболее показательна вертикальная поза в прямом положении (3). Здесь гимнаст должен удерживать тело на расстоянии 25-35 см от грифа. Осанка слегка закрытая, сутулая. Степень сближения тела с опорой должна быть оптимальной. Излишне близкий подход тазом к опоре (тем более с ранним сгибанием тела) приводит к закручиванию в упоре, и гимнасту трудно выйти в стойку. Слишком широкая амплитуда движений приводит к обратному результату: гимнаст не может удержать тело у опоры, центробежной силой его срывает в вис.
Переворот в вис согнувшись (3- 5). При перевороте бедра всегда соприкасаются с грифом (5), хотя по субъективному впечатлению оборот должен выполняться не касаясь. Нижнюю вертикаль следует проходить очень собранно, с некоторым напряжением плечевой угол обязательно контролируется силой. азгибание и подъем в стойку (5-8). Гимнаст начинает разгибание тотчас же после прохождения нижней вертикали (5). При этом тазобедренный угол быстро выпрямляется, после чего основная работа падает на плечевой пояс. Удерживая голову на груди, гимнаст энергично отводит руки вперед-вверх (6-8) и проворачивает кисти. При верном исполнении спортсмена выносит в стойку на руках, руки лишь поддерживают это движение.
Оттягивание (8-10). Гимнаст выходит в стойку при почти полной потере вращения назад (сравните с махами дугой). Чем выше конечное положение оборота, тем сильнее потеря темпа, поэтому стремиться к точно вертикальной стойке не следует.
При четкой работе в финале подъема упражнение может усложняться поворотами, перехватами и др. Основные шаги обучения: оборот назад касаясь в упоре (без закрепления навыка); оборот не касаясь в упоре (сериями); оборот в стойку. Большое внимание следует уделять жестко фиксированной осанке тела, а также силовой работе руками при разгибании в плечах. Обороты назад не касаясь в стойку, упор, вис

На рис. 59 показан основной вариант оборота не касаясь, начинающийся и завершающийся стойкой на руках. В исходном положении (кадр 1) гимнастка начинает спад в упор не касаясь (кадры 1-5). Выделяются две фазы этого спада. Первая из них - спад с прямым телом (кадры 1-3). На протяжении этого движения сохраняется несколько сутулая осанка, спина округлена, голова втянута в плечи. Важнейший технический элемент этой фазы спада - ограничение подвижности в плечах: начиная движение из стойки, гимнастка уменьшает плечевой угол, но при этом параллельно возрастает сопротивление мышц, препятствующих этому движению, руки все сильнее упираются в жердь. Это приводит к тому, что тело начинает двигаться как целое, опрокидываясь плечами назад под действием силы тяжести (кадры 3-4). Грубой ошибкой является спад с расслаблением плечевого пояса и движением плечевой оси вперед за опору. Такое движение приводит к опусканию в уравновешенный упор, из которого интенсивный мах вперед уже не возможен.
Вторая фаза спада - переворот назад в вис согнувшись (кадры 3-7). В ходе этой фазы начинается сгибание в тазобедренных суставах, стопы ускоренно перемещаются вперед, но удаленное от опоры положение таза не меняется: таз удерживается от жерди на расстоянии 25-30 см.
Степень удаления таза от оси вращения в данной фазе оборота - один из узловых моментов всего движения. Излишнее сближение таза с опорой затрудняет вторую часть оборота: выход в стойку делается силой, тело сильно прогибается, руки сгибаются в локтях и т. д. При чрезмерном отдалении тела от опоры спад становится резко форсированным, и гимнастку срывает в вис.
Как только спортсменка проходит плечами нижнюю вертикаль, немедленно начинается рывковое разгибание тела, нацеленное на выход в стойку на руках. Характерные элементы этой фазы оборота: разгибание начинается в тазобедренных суставах (кадры 7-8), но тут же «передается» на руки голова в темпе рывкового движения опускается, стопы устремляются к опорной плоскости и как бы скользят по ней вверх (кадры 8-10). Особо следует отметить действия кистями: в ходе оборота кисти постепенно отстают от общего вращения и «накапливается» их сгибание. При выводе в стойку это препятствует выполнению активных действий на опоре. Поэтому, проходя плечами горизонталь, гимнастка перехватывает жердь, быстро проворачивая кисти на опоре назад (рис. 60). Перехват дается гимнастке тем легче, чем активнее были предшествующие фазы оборота.
Финальная часть оборота при верной работе проста: гимнастка, перехватив кисти, получает возможность упереться в жердь и, нажимая на опору книзу, выходит в стойку. Эти действия должны быть непосредственным продолжением тяговых усилий, начавшихся до перехвата. Ценным упражнением, позволяющим выработать необходимые для описанного оборота навыки и в дальнейшем успешно разучить хороший оборот в стойку, является оборот назад не касаясь в упор, показанный на рис. 61.

Обучение.
А. Исходная база.
1. Элементарные обороты назад в упоре продольно.
2. Отмах назад из упора в стойку на руках. Гимнастка должна владеть уверенным, темповым выходом в стойку через прямые руки.
Б. Основные упражнения.
1. Оборот назад не касаясь в упор. Гимнастка должна уметь выполнять 2-3 и больше оборотов. По мере освоения упражнения следует все большее внимание уделять работе руками в финале оборота и выходу в более высокое конечное положение. При исполнении одиночного оборота преподаватель фиксирует нужное конечное положение упора не касаясь, поддерживая гимнастку под бедра.
2. Оборот в стойку на руках. Делается с отмаха из упора, в финальной части движения преподаватель помогает гимнастке выйти в стойку и зафиксировать верное положение. Сразу обращается внимание на осанку при выходе в стойку. Следует пресекать попытки гимнастки сгибать руки и излишне прогибаться. В связи с этим важен перехват кистей в последней части упражнения.
В. Затруднения в обучении.
Гимнастка не может попасть в стойку, выпрямляя тело, она оказывается в более низком положении. Действия руками даются с трудом, тело прогибается.
1. Неверен спад. Начиная движение, гимнастка излишне посылает плечи вперед, слишком сближается с опорой и не имеет интенсивного вращения. Обратитесь к упражнению Г,1, затем вернитесь к упражнениям Б, 1,2.
2. Мала активность действий руками. Проверьте осанку при выходе в стойку, голова должна быть опущена, живот втянут. Обратитесь к упражнениям по специальной физической подготовке Г, 2. Гимнастка преждевременно раскрывается и срывается в вис.
3. Слишком большое удаление от жерди при спаде. Обратите внимание на положение таза при прохождении вертикального упора не касаясь, если нужно, прижимайтесь к жерди несколько больше. Проделайте для уточнения этого движения упражнение Г, 1.
4. Слишком прямое положение тела в висе согнувшись перед разгибанием или излишне раннее начало разгибания. Вернитесь к упражнению Б, 1 и восстановите навык оборота не касаясь в упор. При возвращении к обороту в стойку на руках подчеркните мах вперед под опору.
При выходе в стойку руки сгибаются.
5. Мала общая активность движения. См. В, 1, 2.
6. Неверно заучена фаза выхода в стойку. Обратитесь к упражнению Г, 3, а также Г, 2.
7. Не освоен перехват кистями в финальной части оборота. Проделайте упражнение Г, 3, обратив внимание именно на эту деталь. Попробуйте также активизировать весь оборот, чтобы кисти лучше освобождались для перехвата.
Г. Вспомогательные упражнения.
1. Из упора на н/ж отмах до упора не касаясь и спад в упор стоя в положение, воспроизводящее упор не касаясь при спаде на оборот. Под жердь кладется слой матов, чтобы в упоре стоя плечи располагались выше жерди.
2. Упражнения для мышц рук: темповое поднимание прямыми руками жерди в положение руки вверх с сохранением осанки тела при обороте в стойку. Проделывайте многократно, в сериях, до утомления. Параллельно повторите на количество отмах назад в стойку на руках (но только прямыми руками).
3. Из виса согнувшись выход в стойку с помощью. Тренер стоит на возвышении сбоку и вытягивает гимнастку кверху в стойку, следя за действиями руками и кистями. Задача гимнастки-содействовать тренеру активным разгибанием в плечах.